Сначала думал перечислить вообще все, с чем я только встречался среди языков и платформ, но… Зачем оно? Достаточно заметить, что я люблю изучать новые языки и читать про них. А вот до практического использования большинства из них дело не доходит. Потому вместо этого я буду следовать примерно хронологическому порядку.
Первое, на чем мне довелось что-либо писать. Конечно, там не было ничего серьезного, да и не нужно оно там было. Зато баловство с математикой, простейшими игрушками — что может быть лучше для начинающего программиста. :)
Естественная эволюция программиста на Спектруме. Исчерпав возможности бейсика, либо забрасываешь совсем (возвращаясь к статусу геймера), либо приходишь к ассемблеру.
Меня по прежнему привлекали игры, но гораздо в большей степени – системные программы. А вот демомейкинг не вдохновлял. Хотя в паре демок я принимал участие, но скорее как сборщик набора готовых эффектов, написанных моим братом, в нечто цельное. Зато по системным немало всякого наделал, сначала коммандер какой-то, потом еще глобальнее – X-DOS. И для которой еще с полторы сотни утилиток наплодил. и своих, и адаптированных. Подробнее о ней в соответствующем разделе.
Среди игр моими творениями были Figus, и несколько сетевых (по модему, что для Спектрума крайняя редкость) под X-DOS. Я говорю только о завершенных, так как идей было море, на то они и идеи.
Аналогично бейсику на Спектруме, паскаль стал моим первым языком на IBM PC. И почти так же аналогично, ничего серьезного на нем написано не было, только баловство да куча утилиток для собственного использования (а кто их не пишет? только тот, кто не программист). Но может, покопавшись в архивах, найду чего-нибудь.
Знаючи один ассемблер, уже проще освоить другой, хоть и совершенно отличающийся. Весьма помогло в некоторых программах на паскале и дельфи, где понадобились ассемблерные вставки. Да и в целом, так лучше, когда понимаешь, во что превращается программа для компьютера. А можно и дизассемблер чего-либо посмотреть.
Первый коммерческий проект — «Аптека». Взялся за него сначала брат, но потом оно как-то свалилось на меня, а он с клиентами общался, устанавливал, настраивал (помимо своей основной работы). Я не был в восторге от ФоксПро, но я ценю этот опыт. Работа с БД, SQL, пользовательский интерфейс, печать документов, и прочее.
Эволюция с паскаля, изучение ООП, куча проектов, как коммерческих, так и своих. В том числе и Нереал (1-2 версий, и первая попытка версии 3). Весьма разнообразный и немалый опыт, и было даже ощущение «никогда не расстанусь с дельфи». :)
Случайное, но приятное знакомство. До сих пор все мелкие скрипты пишу на нем, для этого он идеален. До чего-либо крупного так и не дошел, и наверное, уже не дойду. Хотя, как знать.
Так как вышло, что по работе «скатился» до веб-программирования, то пришлось разобраться и с PHP. Наиболее используемый на данный момент язык.
«Эволюция» с дельфи. Перешел в рамках второй попытки Нереала-3, ради более полного ООП. Программ с графическим интерфейсом или работой с БД на нем не делал, но зато разные компиляторы, игровой сервер (Нереал), карточная игра (Рагима), и всякие просто испытания ОО-моделей — все нынче делаю на C#.
Со всем, что выше, я имел реальный опыт. Если перечислять все, с чем я в принципе знаком, список будет в 3-4 раза больше. И пусть жизнь на месте не стоит, пусть появляются еще языки, а я поизучаю. :) И как знать, может какой-либо из них станет и настоящим инструментом, а не только разминкой для мозга.
Как и все порядочные программисты, я ненавижу Visual Basic. Как и все порядочные дельфисты (даже и бывшие), я не очень люблю C и C++.